24.04.2024

Кукольница Людмила Савченко-Кирьянова из Жуховичей — личность не только талантливая и глубокая, но и человек необычной судьбы. Она смогла победить онкологию, воспитать сына с особенностями развития, стала приемной мамой для своей племянницы и уехала из Минска в деревню, чтобы стать счастливой.

Юрист с душой художника

Людмила, сколько себя помнит, всегда тянулась к творчеству. Хорошо рисовала, делала кукол-мотанок, как учила бабушка. Женщина скручивала из ненужных лоскутков куклу-берегиню и подвешивала на нитке к детской кроватке, чтобы внуки играли. Позже научила внучку вязать.

— Я мечтала выучиться на швею, но родители настояли, чтобы я получала профессию учителя, — вспоминает Людмила. — Конечно, я послушалась. Но на четвертом курсе перевелась на юридический: поняла, что школа — не мое.

5 лет женщина отработала в Институте экспериментальной ветеринарии им. С.И. Вышелесского. С распадом СССР началась повальная безработица, поэтому пришлось браться за любую работу. Дипломированный юрист, посадив детей в коляску, шла мыть подъезды. Потом устроилась в службу охраны. Конечно, о покупке детских игрушек и речи не шло: денег было в обрез да и в магазинах пустые полки. Поэтому машинки для сыновей делала сама. А когда в семье появилась полугодовалая племянница и родилась дочь, Людмила принялась мастерить кукол. Брала старые свитера, распускала и из получившейся пряжи делала девочкам игрушки.

Куклотерапия

В 2014 году Людмила почувствовала себя плохо. Диагноз был неутешительный — онкология.

— Я лежала и жалела себя: «Почему я? За что?», — вспоминает Людмила. — Боль нестерпимая, правая рука почти не работала, с кровати поднималась с трудом. Как-то средний сын Тимофей принес мне ноутбук и показал мастер-класс по изготовлению куклы Тильды. Это такая кукла, у которой глаза-точечки и румянец на все лицо. Сказал: «Мама, посмотри! Ты ведь когда-то этим увлекалась». Я тогда сказала: «Какие мне теперь куклы!» А потом захотелось посмотреть. А посмотрев, решила попробовать.

Две недели левой рукой Людмила шила снеговика в пижаме. И все получилось! Потихоньку стала выходить из квартиры, ведь нужен был материал для новых кукол. Так игрушки стали сильным мотиватором, чтобы встать с постели и взять в руки ножницы, иголку и нитки.

За работу — с чистыми мыслями

Три года Людмила с мужем и старшим сыном живут в Жуховичах, в доме, который когда-то использовали как дачу. Здесь женщина забыла об астме, которая мучила ее в городе, а в местном Доме культуры нашла занятие по душе. Она руководит кружком «Волшебный сундучок», передает школьникам свое мастерство.

— Сделать куклу непросто. Во-первых, нужно желание, во-вторых, чистые помыслы и чистые руки. Я всегда говорю ученикам: «Ребята, мойте руки и за работу». И кроме того, в душе нужно быть немного ребенком. Кукольники — это люди, которые в детстве не наигрались, смогли сохранить немного наивный взгляд на мир.

У Людмилы 9 учеников. Из-за пандемии они некоторое время не виделись, занятия проводились онлайн. С недавнего времени занятия возобновились, и ребята с радостью взялись за любимое дело.

Владислав Ереметько — один из самых преданных учеников Людмилы Валентиновны, занимается в кружке три года. Говорит, что любит спокойные занятия, а на занятиях по изготовлению кукол атмосфера всегда умиротворяющая. Свои изделия мальчик дарит близким, а его лучшие работы вскоре отправятся на выставку в Гродно.

Маргарита Звонко тоже человек творческий: закончила школу искусств, занимается в театральной студии, отлично учится, а теперь увлеклась изготовлением кукол. Говорит, что сложных работ у нее пока что нет, но занятия интересные, поэтому и приходить сюда хочется.

Еще один ученик, Арсений Песецкий, ценит кукольную мастерскую за особый настрой спокойствия и доверия. Здесь все как одна семья, сплоченная одной целью. Сейчас, например,  кружковцы работают над созданием героев сказки «Чиполлино». Уже готовы фигурки Чиполлино, Синьора Помидора и Редиски.

Куклы с характером

Все куклы, как утверждает Людмила, очень разные, каждая со своим характером. Так же, как и люди. Есть куклы, которые рождаются на одном дыхании, а другие «капризничают» и не хотят одеваться. Иногда Людмила не может подобрать своим героям платье или обувь по несколько месяцев. Так было, например, с Дворецким, которому никак не подходили туфли.

Год он был без ботинок, потом из бязи получилось то, что нужно, — говорит с улыбкой мастер.

Несколько ее кукол «живут» за границей. Например, Шурочка и Нюрочка, на которых Людмила пустила свою новую блузку и почти новое платье, в Италии. Тильда-ангел домашнего уюта уехала в Сургут, еще одна — в Англию. Сейчас есть заказ на куклу-портретницу: мастер по фотографии будет создавать лицо, чтобы у хозяйки получился игрушечный двойник. Теперь очень популярны  куклы-помощницы, в которые можно сложить все, что угодно: полиэтиленовые пакеты, ватные палочки, косметику и даже пижаму. Это не только удобно, но и придает интерьеру изюминку.

В мастерской у Людмилы от обилия кукол разбегаются глаза. Вот гуляка-петух в одном белье и галстуке. Мастер объясняет: брюки и рубашку он потерял на шумной вечеринке. Рядом — Дворецкий в вельветовом костюме и полосатых носках. На этой же полке — обедневший аристократ Крыс в потертом костюме. От былого богатства и величия у него осталась только серебряная трость. Рыжеволосая барышня в платье цвета мяты с мечтательным взглядом. Ангел со швейной машинкой и катушкой ниток в волосах. Каждая из них сделана с любовью, поэтому почти как живая.

 

Translate »