12.05.2024

30 апреля в Мирском замке пройдет Пасхальный бал православной молодежи Новогрудской епархии. Атмосфера замка, традиции бала того времени, танцы, музыкальные номера, игры, очаровательные дамы и галантные кавалеры – все это позволит окунуться в атмосферу чего-то необыкновенного, завораживающего и, несомненно, незабываемого.

Традиция проведения балов в музее «Замковый комплекс Мир» зародилась в 2013 году. Популярность таких мероприятий возрастает с каждым разом все больше и больше.

Проведение ежегодных балов требует от сотрудников музея поиска интересных фактов, имеющих отношение к бальной культуре прошлых столетий. Большой неожиданностью стало получение летом 2019 года документов эпистолярного жанра из архива Иститута Гувера, в которых имеются сведения, касающиеся проведения балов более 100 лет назад. Мария Святополк-Мирская, невестка князя Николая Ивановича Святополк-Мирского, купившего мирские земли вместе с замком в конце XIX века, подробно описала свой первый костюмированный бал, который состоялся в Киеве в 1896 году, и последний организованный ею бал в Петербурге в 1914 году.

Из ее воспоминаний следует, что достаточно много внимания уделялось оформлению бальных помещений, в том числе и цветовой гамме, которая способствовала созданию определенного настроения, а также до мелочей были продуманы всевозможные сюрпризы. «Комнаты были все ярко освещены, всюду стояли цветы и удивительно приятно пахло. Лакей во фраке носил горячую жаровню и на нее капал из особой бутылочки духами, проходя по всем комнатам» (бал в Киеве, 1896). «Вся старинная обстановка моей квартиры очень гармонировала с тем, что я задумала. Для того, чтобы заинтриговать публику, я заказала громадный золотой орех, в который вошли четыре дамы, танцевавшие менуэт: две невесты, одна маленькая, хорошенькая дама и я. Женихи должны были вкатить орех этот в зал; нажималась пружина и орех под музыку открывался медленно на четыре стороны, и мы выходили из него, подавая руку партнеру и уже танцуя менуэт. Это было красиво и для публики совершенно неожиданно» (бал в Петербурге, 1914).

Пристальное внимание было уделено бальным костюмам и аксессуарам. Вот как Мария Святополк-Мирская описывает свой наряд на первый свой бал в 1896 году: «Это был мой любимый с детства цыганский шелковый красный костюм, весь шитый золотом, с прелестным шелковым красным платком. Вокруг всего платка были нашиты мелкие золотые монетки; завязываться он должен был узлом, под распущенными волосами. И, о радость, настоящий бубен, из воловьей кожи, с медными чашечками, которые прекрасно звучали. Бубен надевался через плечо на яркой красной ленте. Купили красные чулки, что было тоже не легко найти; где-то в театральном магазине достали их; и пришлось довольствоваться черными шелковыми туфлями, купленными там же». Кроме этого, она описывает и костюмы участников бала: «Была и боярыня в очень красивом русском платье и в кокошнике, при ней боярин-муж; была малоросска в живописном костюме с венком из васильков; была миленькая «пьеретт» со своим братом арлекином; была испанка с кастаньетами и яркой шалью через плечо, с огромным гребнем в волосах. Было и несколько одетых цветами; была хорошенькая бабочка с крыльями и зеленая длинная стрекоза; ундина, вся увешанная морской блестящей зеленью, в раковинах и жемчугах, – и бесконечное количество других».

Учитывая тот факт, что бал в 1914 году был задуман Марией Святополк-Мирской по мотивам «Евгения Онегина», то и соответственно были подобраны костюмы: «На мне было платье желтое, золотистое, со светло-лиловым, и изображала я Татьяну; двоюродная сестра, блондинка, была в таком же, но голубом с белым, и изображала Ольгу. В менуэте мы были в светло-розовых платьях».

К организации ужина, который являлся неотъемлемой частью бала, относились с полной серьезностью. Большое значение имели сервировка стола, подбор посуды и разнообразие блюд: «Столы были накрыты в трех комнатах. Красивая сервировка, старинный фарфор, старинное стекло-баккара, все стиля «Ампир», чудные канделябры с зажженными свечами, такие же люстры «Ампир» и мебель красного дерева: одна – покрытая желтым, а другая голубым, как нельзя лучше подходили под то, что мы изображали, и к нашим платьям. Один стол – мой, под цвет моего платья был весь засыпан мимозами и фиалками, а стол молодежи, за которым хозяйкой была двоюродная сестра, был убран голубыми гортензиями и цикламенами, под цвет ее платья. Вся же зала, которая сама была белая и с желтой мебелью в одной стороне ее, и с голубой – в другой, была убрана гирляндами из зелени с желтыми и голубыми шарами, в которых горели электрические лампочки. Во всех вазах (а их у меня было много настоящего саксонского и севрского фарфора) были под цвет цветы».

Главной составляющей бала были танцы, которым было отведено определенное место в пространстве танцевального вечера: полонез (открывал вечер) – вальс – мазурка – котильон (танец-игра, который завершал бал). «Решено было начать бал полонезом» (бал в Петербурге, 1914). «Уже во время мазурки начали раздавать приготовленные к котильону вещи, и очень красивая фигура была с золотыми шестами, на которых были большие бумажные розы всех цветов. Они раздавались дамам, а мужчины в другой комнате выбирали себе цветную ленту, и та, которая подходила к цвету розы, выбранной дамой, решала судьбу – танцевать вместе фигуру». «После ужина был котильон и тут раздавали такое множество всевозможных безделушек, очень миленьких: были веера, были ленты, цветные банты, шелковые платочки, сумочки, маленькие портмоне, записные книжечки и масса мелких серебряных вещиц; были оригинальные пуховые чертики на булавках, такие же лягушки, бабочки и т.д. и т.д. Все это раздавалось кавалерам, а они уже выбирали этими вещами дам для танцев и различных фигур котильона» (бал в Киеве, 1896).

Таким образом, как и раньше, так и в настоящие дни, красивый и хорошо организованный бал не только помогает удовлетворению социокультурных потребностей, но и способствует повышению духовно-нравственной культуры личности.

Ольга Новицкая,

заместитель директора замкового комплекса «Мир»

Translate »