10.05.2024

Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.

— Будьте другом для своего ребенка, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы. Если Ваш ребенок будет Вам доверять, ему не придется искать поддержки у «виртуальных друзей».

— Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи — это значительно облегчит контроль за его использованием.

— Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.

— Составьте правила безопасного поведения в Интернете, в которых будут перечислены требования, касающиеся пользования Интернетом, электронной почтой, а также действия ребенка при столкновении с опасным незнакомцем или сексуальным домогательством. Напишите эти правила на бумаге и прикрепите возле компьютера.

— Объясните ребенку, что не следует высылать людям, с которыми он познакомился в Интернете, свои фотографии и личную информацию.

— Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.

— Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов. Компьютер может быть доступен и вне дома: у друзей, в Интернет-кафе и т.д.

Как помочь молодому пользователю, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

  1. Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
  2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
  3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
  4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.

Дмитрий ЛИЦКЕВИЧ,

старший оперуполномоченный группы наркоконтроля и противодействия торговле людьми Кореличского РОВД  

Translate »